krashkina.me

LARISSA KRASHKINA

Ph.D. in Philosophy. Master of Arts in History. Etiquette & Image Management Consultant

СТАТЬЯ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ

ЦЕНТР ИМИДЖЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Крашкина Л. И. Блаватская Е.П. // Русская философия. Энциклопедия /Издание второе, доработанное и дополненное. Под ред. М.А. Маслина/. — Книжный клуб Книговек Москва, 2014.— 832 с.— С. 56-57.

Крашкина Л. И. Блаватская Е.П. // Русская философия. Энциклопедия / Под ред. М.А. Маслина/. — М.: Алгоритм, 2007. – 736 с.

Крашкина Л. И. Блаватская Е.П. // Русская философия. Словарь / Издание второе. Под ред. М.А. Маслина/. — М.: Терра, 1999.— 656 с.

Крашкина Л. И. Блаватская Е.П. // Русская философия. Словарь / Под ред. М.А. Маслина /. — Республика Москва, 1995.— 655 с.— С. 48-49.  


БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (31.07(12.08).1831, Екатеринослав 26.04(8.05).1891, Лондон) – теософ, литератор, публицист. Род. в семье военного. Воспитывалась в православно-христианской вере, получила солидное домашнее образование. В течение 10 лет (с 1848) она путешествовала по различным странам Европы, побывала в Египте, Персии, Сирии, Канаде, Мексике, Индии, Сингапуре, США и др. В 1851 г. в Лондоне произошла встреча Б. с ее Учителем – Махатмой Мориа, потомком властителей Пенджаба в Индии, главой эзотерической (тайной) философской школы Белого братства одного из монастырей Тибета. С этого времени начался путь земного ученичества Б., необходимым условием к-рого было подчинение своей физической природы целям духовного совершенствования. После долгого периода испытаний, обязательного для всех учеников, Б., в возрасте 33 лет, была допущена в один из Ашрамов (Община философов - аскетов) Белого братства в Гималаях, где в течение 3 лет под руководством Учителей-Махатм проходила специальное обучение для раскрытия способностей к овладению Тайным знанием. В 1880 г. она получила посвящение в эзотерический (тайный) буддизм («Доктрина Сердца»), к-рое состоялось в Галле, на Цейлоне. По поручению Махатм, Б. была первым вестником сокровенного знания на Западе. С этой целью она совместно с американцем Г. С. Олькоттом создала в 1875 г. в Нью-Йорке Теософическое об-во (см. Теософия), центр к-рого в 1879 г. Был перенесен в Индию, сначала в Бомбей, а с 1882 г. в Адьяр (предместье Мадраса), где он находится до сих пор.

Теософическое об-во ставило своей целью: 1) распространение принципов духовного единения человечества и всеобщего братства; 2) сравнительное изучение древн. религий и философии для воссоздания единой этической системы; 3) исследование психических феноменов с целью предотвратить распространение спиритизма. Развитие теософического движения встретило неприязнь со стороны клерикальных кругов об-ва, а также поклонников спиритизма. Б. обвинили в фальсификации психических феноменов, вызываемых ею для доказательства теософских идей. В 1887 г. она переехала в Лондон, где в следующем году открыла Эзотерическую школу и типографию по изданию теософской литературы. Идеи эзотеризма были переданы Б. в кн.: «Разоблаченная Изида» (в 2 т., 1877), «Тайная Доктрина» (в 2 т., 1888), «Ключ к теософии»(1890) и др.; в статьях, опубликованных в журн. «Теософист», «Путь», «Лотос», «Люцифер [Носитель Света]». Изложение основ космогенезиса и антропогенезиса с т. зр. теософии дано в «Тайной Доктрине». Однако, по мнению Б., только часть переданного эзотерического знания доступна интеллектуальному осмыслению – «ключ повернут лишь один раз». Второй «поворот ключа» зависит от степени духовного развития человека и его способностей к интуитивному («сердечному») познанию. 

Основу эзотерической доктрины Б. составляют следующие положения: 
1) Существует единая, трансцендентная, не имеющая атрибутов безличная реальность, или Абсолют, к-рый беспределен во времени и в пространстве, включает в себя все и вся и не подлежит к.-л. описанию. В сфере объективности абсолютное единство проявляет себя Предвечной Космической субстанцией (Мулапракрити), а в мире метафизики – Духом Вселенной, Космической Мыслеосновой, или Логосом. Он составляет основу субъективной стороны проявленного бытия и является источником всех проявлений индивидуального сознания. «Логос – это зеркало, отражающее Божественный Разум, Вселенная же является зеркалом Логоса » 

2) В Космосе господствует иерархический принцип – низшее подчиняется высшему. Логос, или Высшее Творческое Начало, представлен созидательными Иерархиями Космического Разума, к-рые направляют к совершенствованию проявленные формы Вселенной.

3) По сравнению с Абсолютом Вселенная является иллюзией, великой Майей, к-рая вместе с тем достаточно реальна сама по себе. 

4) Субстанциальную основу Вселенной представляет единство Духо - Материи, к-рое сохраняется на всех уровнях дифференциации Космического Бытия. Сознание – это сублимированная материя, а материя – кристаллизованный дух. Сознание (дух, энергия) является всепроникающим жизненным принципом, к-рый, одухотворяя материю, дает импульс к ее проявлению. Т. обр., любая форма материи обладает жизнью, к-рая с уничтожением одной материальной формы переходит в др. Процесс дифференциации Духо-Материи осуществляется в соответствии с принципом семеричности, к-рому подчинено все сущее в природе. Во Вселенной семь планов Космического бытия. Каждый из них образован материей соответствующей плотности. Наиболее плотноматериальным признан физический план, по отношению к к-рому остальные миры, называемые тонкоматериальными, в восприятии человека являются различными состояниями сознания. Все миры взаимопроникают друг в друга и образуют единое мироздание. Согласно закону аналогии («вверху, как внизу»), метафизическая структура личности повторяет семеричное строение Вселенной и отражает существующие планы Космического бытия. Деятельность большинства людей проходит в трех низших мирах – физическом, астральном, ментальном, каждый из к-рых, в порядке перечисления, образован материей более высокого уровня вибраций. Следующие два плана Космического бытия или сознания – духовный (Буддхи) и нирванический (Атма) – достижимы для людей, опередивших в своем духовном развитии человечество. Остальные два Божественных плана –Анупадака (план высших существ, порожденных семью лучами Логоса) и Ади (план первого Логоса) – доступны пониманию только посвященных. 

5) Космос находится в состоянии постоянного развития, изменения, к-рое имеет спиралеобразный циклический характер. Эволюция Космоса – это постепенное раскрытие в вечности единой абсолютной реальности, к-рая обнаруживает себя в своих проявлениях. Закон эволюции предполагает вечное чередование Манвантар (периодов активного проявления Вселенной) и Пралай (периодов существования непроявленного Космоса). Каждое новое пробуждение Космоса после Пралайи начинается с воспроизведения состояния, достигнутого в конце предыдущей Maнвантары, и продолжается как единый процесс. Творчество Вселенной осуществляется при помощи Монад, к-рые являются носителями единства бытия и по своей субстанциальной природе соответствуют лучу Абсолюта. Прежде чем начать эволюцию, Монада – луч Абсолюта, проходит через инволюцию – нисходит с высших космических планов бытия в низшие планы, ограничивая свое проявление материальными формами для обретения самосознания, тождественного условиям этого уровня бытия. Затем Монада, обогащенная полученным опытом, возвращается в высшие сферы существования, освобождаясь при этом от сковывающих ее плотноматериальных форм и заменяя их тонкими состояниями. 

6) Эволюция человека аналогична эволюции др. царств природы. До сих пор развитие человека осуществлялось в пяти Коренных Расах, к-рые эволюционировали вместе с планетой. В нисходящей ветви эволюции первых четырех Коренных Рас изменения происходили в сторону уплотнения эфирообразной формы и развития разума при ослаблении духовности. Большая часть совр. человечества заканчивает эволюцию в Пятой Коренной Расе и готовится вступить в Шестую. Она, как и следующая за ней Седьмая, будет более духовной по сравнению с Пятой Коренной Расой, в к-рой развитие земного рассудка достигло высшего проявления. В течение будущих трех Кругов эволюции (всего их семь) человечество, подобно планете, на к-рой оно живет, должно достигнуть высшего духовного состояния, возможного в данной эволюции. 

7) Эзотерический смысл Космической эволюции заключается в осуществлении идеи духовного Единства на всех уровнях бытия между всеми созданиями Вселенной, поскольку все сущее в природе едино по своему происхождению, по способу эволюции и по общей цели своего развития. 

Отношение рус. общественности кон. XIX – нач. XX в. к идеям Б. было представлено широким спектром мнений: от прямого обвинения в шарлатанстве и лицемерии (Вс. С. Соловьев, 3. А. Венгерова), через сдержанное признание ее заслуг и значимости теософического знания (Вл. С. Соловьев, Мережковский, Вяч. Иванов, Бердяев) до их популяризации Российским Теософским об-вом. Идеи Б. получили логическое продолжение в учении Живой Этики (Агни Йога), оказали влияние на развитие рус. космизма, антропософии.


С о ч.: Из пещер и дебрей Индостана. М., 1991 (М., 2011); Ключ к теософии. М., 1993; (М., 2009); Карма судьбы М., 2005; Новый Панарион. М., 1994; Разоблаченная Изида: Т. 1: Наука; Т. 2: Теософия. М., 1992; (М., 2011); Свет на пути; Голос безмолвия; Семь врат; Два Пути: Из «Книги золотых Правил» (обнародовано Блаватской Е. П.). Киев, 1991 (М., 2013); Скрижали Кармы. М., 1995; Тайная Доктрина: Т. 1: Космогенезис; Т. 2: Антропогенезис; М.; Спб., 2012; Оккультизм или магия. М., 2007; Практический оккультизм. М., 2004. Фрагменты оккультной истины. М., 2007.

Л и т.: Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды: Мое знакомство с Е. П. Блаватской и «Теософическим обществом». М., 1994; Теософия и Богостроительство (Стенографический отчет заседания Религиозно философского общества 24 ноября 1909 г.) // Вестник теософии. Спб., 1910. № 2; Желиховская В. П. Радда-Бай. Правда о Блаватской. М., 1992; Нэф Мэри К. Личные мемуары Е. П. Блаватской. М., 1993; (М., 2009); Елена Петровна Блаватская. Биографические сведения. Харьков, 1991; Е. П. Блаватская и предсказание научных открытий XX века // Вестник теософии. М., 1992. № 2; Сенкевич А. Н. Блаватская. М., 2012; Тибо Ж. М. Отмеченная Буддой. М., 2009; Giovetti, Paola. Helena Petrovna Blavatsky у la Società teosofica. Roma, 2010; Ледбитер Ч. Е. П. Блаватская [пер. с англ.]. М., 2004.

Л. И. Крашкина



Адрес:

Москва, Россия                     
ул. Моховая, 7

Контакты:

Отправить письмо      
Phone: +7 (926) 760 15 00        
Skype:  deims-club

Ссылки

Курсы                     
Консалтинг
Школа Этикета