krashkina.me

LARISSA KRASHKINA

Ph.D. in Philosophy. Master of Arts in History. Etiquette & Image Management Consultant

СУДЬБА

в контексте русской ментальности и эзотерической философии

Секция: История русской философии

ЦЕНТР ИМИДЖЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Крашкина Л. И. Судьба в контексте русской ментальности и эзотерической философии. – В кн.: Философия и будущее цивилизации: Тезисы и доклады выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). В 5 т. Т.2 - М.: Современные тетради, 2005.- С. 258 - 259.


Понятие «судьба» относится к смыслообразующим модусам индивидуального самосознания человека и формируется, как правило, в рамках культурной парадигмы коллективного сознания. Как философская проблема, понятие «судьба» отражает фундаментальные адаптивные гуманистические потребности личности - найти свое место в жизни, понять смысл своего существования, определить степень свободы и достичь оптимального благополучия. Пути решения этой проблемы всегда покрыты завесой тайны, раскрыть которую обычным интеллектуальным познанием невозможно. Поэтому истолкование судьбы часто имеет оттенок трагизма. В ментальности русской культуры, которая основана на православии, судьба приобретает религиозно-мистическое толкование. Она оказывается непредсказуемой, необъяснимой, неотвратимой роковой случайностью или следствием провиденциальных сил, которые ограничивают свободу воли человека и ввергают его в цепь фатальных событий, что, тем не менее, не исключает для него благоприятного исхода. Судьба часто понимается как внешняя данность по отношению к человеку, как некая внешняя доминирующая сила неизвестной природы, которая внушает ему бессознательный страх, парализует его волю и заставляет смириться с неизбежным.

В эзотерической философии Е.П.Блаватской, творческом наследии семьи Рерихов и их учеников-последователей - понятие «судьба» приобретает иное значение. Как известно, эзотерическая философия опирается на сакральное знание, (греч. esoterikos, «внутренний»), на «тайную доктрину», которая выходит за рамки шаблонов мышления традиционной культуры, представляя собой супраментальную философию духоразумения. В своей основе она имеет зашифрованное символическим языком знание о трасцендентной сущности миропорядка и сущностном проявлении духовных законов в феноменальном мире. Поскольку сакральное знание может открыться исследователю только в экзистенциальном опыте и переживается им как «откровение», то адекватная передача этого знания другим - затруднена. В силу этих причин теоретическое знание в эзотерической философии мифологизировано, хотя и стремиться к максимальной рационализации. Исключительно важное значение для определения истинности этого знания, в этой связи, приобретает не только сам источник знания, но и качество личности, передавшей его, её авторитетность, уровень духовности, способ её жизни в мире. Именно анализ этих характеристик может помочь в определении критериев истинности. Этот же метод экзистенциально-феноменологического анализа применим и в отношении проблемы судьбы. 

В эзотерической философии понятие «судьба» рассматривается в рамках единства «макро-и-микрокосмоса» как феномен универсального космического закона причинно-следственных связей, что соответствует в восточной традиции Закону Кармы. Применительно к человеку он трактуется как закон «Возмездия» или «Воздаяния». Согласно этому закону, судьба человека зависит от его собственных действий, которые он совершал за всю историю земных перевоплощений своей Индивидуальности. Поэтому главное внимание в этой философии обращается на степень ответственности за все проявления свободной воли человека и за все формы его жизнедеятельности. 

Можно обнаружить, что субстанциально причина судьбы тождественна воле прежних воплощений Индивидуальности. В этом смысле она рассматривается как внутренняя причина рождения человека, обусловленная волей его собственной Индивидуальности и волей его земных родителей. Содержание судьбы составляет комплекс уникальных условий и возможностей не случайно подобранных «кармическими силами» при рождении человека. Вместе с тем, судьба это и форма, через которую и в которой свободная воля человека осуществляет свой выбор. Таким образом, формально судьба определяется свободным выбором, по существу же, он ограничен заданными условиями воплощения. Однако это не лишает человека возможности улучшить качество своей земной жизни. 

Методы оптимизации жизни, изложенные в работах Е. П. Блаватской, семьи Рерихов и их близких учеников, связаны с духовно-практическим совершенствованием человека, его нравственными и интеллектуальными усилиями и с созданием оптимальной модели космоэнергетического обмена между людьми и Духовным Космосом. Таким образом, трактовка судьбы в эзотерической философии открывает возможности самоизменения каждому, кто намерен достичь гармонии с миром. 



Л. И. Крашкина,
канд. философ. наук

Москва, 2005



 

Адрес:

Москва, Россия                     
ул. Моховая, 7

Контакты:

Отправить письмо      
Phone: +7 (926) 760 15 00        
Skype:  deims-club

Ссылки

Курсы                     
Консалтинг
Школа Этикета